Популярные города:
0 Корзина
Профиль

Четыре тысячи сто девятый

В 6.00 на такси я приехал к месту сбора. Познакомились, загрузили всё в восьмиместный Nissan и тронулись в путь. Семейная пара двинулась своим ходом на Hyundai. Nissan наматывал километры асфальта на колёса, Света спала, я смотрел на меняющиеся виды за окном авто, Сергей рулил и беседовал с Александром. Я слышал обрывки разговора — это была встреча после некоторого перерыва, — и разговор касался восхождений знакомых за сезон, кто где находится, кто куда зашёл или не удалось забраться…

Сергей  — гид, организатор и руководитель фирмы по оказанию соответствующих услуг, кроме этого, он работает в юридической конторе. Александр — второй гид, которого Сергей привлекает на сложных маршрутах , работает в эколаборатории. После въезда в Ставропольский край Света перестала спать, и мы разговорились. Света — успешный топ-менеджер торговых сетей, молодая спортивная девушка, экстремалка, любительница гор, горных лыж, мотоцикла, сплавов и много чего ещё.

За окнами менялись пейзажи. Живописной оказалась дорога вверх по реке Баксан по протяженному ущелью вплоть до п. Терскол, где мы и разместились (+2100 м). Подъехали Юля с Сергеем. Оказывается, они уже были знакомы с гидами (совместный тур в Абхазию), к тому же они экологи и знакомы с Александром по совместной работе. Коротко говоря, гармоничная спортивная пара. Они организовали пивную вечеринку с копчёной форелью. Я был удивлён, что акклиматизация начинается с пива, но участие принял, присматривался к бывалым. Света пила чай. В общем, команда сформировалась, и прошло слаживание.

Состав — это молодые люди возраста 30–40 лет и я, 65-летний пенсионер, который 2022 году был в Лаго-Наки, поднялся на Фишт и загорелся Эльбрусом. Два года я к этому готовился, но полноценным беговым тренировкам мешали проблемы со спиной и коленями. Всё же незадолго до выезда я пробежал дважды по 10 км и несколько раз по 5 км, но ко всему невозможно быть готовым. И только на высоте будет видно, готов ты или нет.

Подъём, утренний моцион, завтрак в кафе (столовая), сборы и выход на пик Терскол (+3150 м). Я всё делаю несколько медленнее, чем остальные, что-то забываю, возвращаюсь, перепроверяю. Это нарушает тайминг и вызывает недовольство. Пик Терскол — это вершина, которая примыкает к Эльбрусу и соединена с ним хребтом. Справа и слева от хребта видны языки ледников, для подготовленных альпинистов это вариант восхождения на Эльбрус.

С левого ледника ниже пика на 300 м проистекает ручей с красивым водопадом Девичьи косы. Ручей впадает в р. Баксан. Дорога оказалась несложной, приспособленной к джиппингу, обочины покрыты зарослями малины. На привалах мы друг друга угощали разными вкусностями, и естественным образом произошло разделение на пары. У гидов за перекус отвечал Александр, семейной паре сам бог велел устраивать совместный ланч, у меня был большой термос чая с лимоном, и я им постоянно угощал Светлану. Света мне отвечала взаимностью, помогала с фотографированием. Орехи разные и сухофрукты, которые я взял, для переходов не очень подходят; лучше использовать технологичные продукты: конфеты, мармелад, пастила, шоколад.

У Юли с Сергеем пятнадцатилетний юбилей совместной жизни, и они устроили фотосессию с переодеванием в свадебный наряд. Света в этом им помогала, было прикольно (любимое слово гида Сергея). Я искупался в струях водопада, холодная вода на фоне усталости хорошо освежает и восстанавливает силы.

Группа прошла испытания первой высотой, туманом, дождём, все справились, все довольны. А для себя я сделал ещё одно открытие: тяжелый рюкзак на 90 л не очень подходит для штурма, и в рюкзаке должно лежать всё только нужное, максимально лёгкое и технологичное. У бывалых рюкзаки были на 40-60 л, и всё остальное соответствовало лучшим критериям.

Чегет (≈ +3600 м) — следующий этап нашей акклиматизации. Возле горы расположен местный рынок и дальше две кресельные станции. Часть подъёма решено проделать с помощью канатки, которые далеко не современные. Ясно, всюду солнце, с подножия горы виден Эльбрус.

Полно туристов, на канатку очередь. Всё идёт своим чередом, и мы уже на верхней станции, от вида на Эльбрус невозможно оторваться. Люди стоят со взорами на вершину десятки минут. Мы устремляемся вверх, немного посложнее, чем вчера, но градиент 15–17% не напрягает. Открываются виды на отроги Кавказского хребта, виден ледник К7, периодически слышен шум схода лавин. И вот мы наверху, и снова завораживает и манит Эльбрус.

После спуска с вершины в кафе на верхней станции решили полакомиться брусничными пирогами с чаем. Действительно, очень вкусно. Для себя отметил, что надо тщательнее подбирать трекинговые ботинки — при длительных спусках пальцам недостаточно пространства, — но дальше будет нужна уже другая обувь. При спуске на креселке нас ожидало очередное испытание: часть пути проходила в холодном тумане, облака буквально проносились через тебя, и кто к этому не был готов, озяб, я в том числе.

Вечером в прокате добрали недостающую амуницию — для меня это пуховик, горные ботинки и варежки. Света дала в пользование свой второй удобный маленький термос. В общем, второй день тоже прошел на позитиве.

Мы меняем базу. Купили свежий хлеб, зарегистрировались в МЧС, разгрузили баулы и рюкзаки на подходе к маятниковой канатке. И вот мы поднимаемся, внизу лыжные трассы без снега, по которым стекает вода с ледников, россыпи разработанных камней, голые скальные выступы, зигзаги дорог, работающая техника. В общем, картинка унылая, глаз не радующая. Другое дело — взор вдаль.

После двух маятниковых подъёмников и креселки мы на высоте +3750 м. Наш приют — это комната на первом этаже с двухъярусными кроватями. В соседних комнатах такие же желающие подняться на вершину. На втором этаже — кафе и по совместительству кухня и место досуга в нашем распоряжении. Надо отдать должное нашему гиду Сергею: у него налажены хорошие отношения с местными кабардинцами, многое построено на доверии, он решает быстро возникающие вопросы. Днём в кафе приезжают две сестры-погодки, старшеклассницы, чтобы готовить под заказ, мечтающие о скорейшем наступлении учебного года.

Подкрепившись и сменив экипировку, мы отправляемся на Эльбрус, цель +4300 м. Прошли городки из вагончиков и бочек, самую верхнюю станцию, стоянку ратраков и снегоходов и с +3900 м идём по снегу и льду. Чувствуется высота, шаги и действия замедляются, под коркой снега может быть вода, в которую легко можно угодить по колено.

Разговоров, шуток становится меньше. Мы у цели. Длительный привал, и появилась возможность оглядеться: внизу с юга цепи Кавказских гор, уходящих на запад, подробно виден Чегет, а на севере — два белых снежных конуса, которые доминируют и управляют пространством вокруг, вся местная жизнь завязана на них и ими же регламентируется. В ручьях вода техническая (запах солярки, происки технического прогресса), питьевую воду можно найти в удалённых ручьях, не пересекающих следы ратраков.

Вернулись без происшествий. За питание ответственен Саша: вода выше +80ºС не подымается, все дружно едят и нахваливают повара, хотя в других условиях я такое есть не стал бы. Нас накрыла горная болезнь: у меня с вечера и далеко за полночь болела голова, страдали Юля и Сергей. Тяжелее всего было Светлане (тошнота, боли и расстройство), но она не жаловалась, стоически переносила выпавшие испытания, которых, впрочем, сама и искала.

В силу возрастных особенностей приходится вставать раньше, до рассвета. Ночное небо и горы — это отдельная песня. Цепочки огоньков тянутся к вершине — это альпинисты пользуются хорошей погодой, штурмуют вершину. Хорошую погоду дают до 14.00 или до 15.00, и люди стартуют накануне 21.00 или 22.00. К нам приходят пару лис. Сердобольная Юля их постоянно подкармливает.

Планировали подняться на +4400–4500 м, поднялись на +4450 м. Последние метры Свете дались особенно тяжело, к тому же она не следила за питьём, и произошло обезвоживание. Не спеша вернулись на базу, восстанавливались легче.

Утром прошли ледовые занятия; гиды подтвердили, что они настоящие профи, мы стали себя чувствовать настоящими альпинистами. Изначально существовало два варианта на подъём — с ратраками и без них. Юля с Сергеем сразу были за облегчённый вариант, я со Светой за то, чтобы выложиться по полной.

Ещё до ледовых занятий, учитывая обстоятельства, Света дала согласие на ратраки. После обеда гиды со мною, выкладывая аргументы за и против, провели беседы, и я тоже сдался, согласившись на облегчённый вариант. К тому же у меня были сомнения в способности преодолеть перепад высот в 1900 м в условиях высокогорья, и изначально я представлял, что восхождение будет из штурмового лагеря метров на 400–500 выше, а это существенно. Позже я для себя сделал вывод, что вся стратегия подготовки была направлена на использование ратраков.

В час подъём, в два старт, выброс на 5100 м, меня подташнивает, идём молча.

Темно, фонарик освещает спину гида и место, куда должна ступить нога, в правой руке ледоруб, слева склон, состояние постепенно нормализовалось (вработался). На востоке появилось зарево рассвета, часть вершины освещена, быстро светает. Сергей знает об этих преображениях и делает хорошие снимки, а мы тупо уставились в тропу и монотонно передвигаем ноги.

Вот и седловина, большой привал. Света отстала, Саша с ней и подбадривает её. Дальше режем склон, который круче и опасней, проложены перила. Сергей помогает перестегнуть карабин на станциях. На второй станции я завозился с карабином, отложил палку и перчатку, они и соскользнули вниз метров на 6. Серёга вырубил ступени и достал потерю. После поворота выполаживание и вершина. С юго-запада через вершину стали проноситься облака и оседать вниз на северо-восток. Мы были выше облаков, горы внизу частично открывались на небольшие промежутки. Наконец, мы дождались всех для совместной фотографии.

На западном пике месяц назад установили счётчик альпинистов, я был крайний при фиксации факта нахождения на вершине, и в дальнейшем вся фотосессия прошла под моим номером восхождения — 4109.

Подошли другие группы, на горе толпа, фотографирование. Семейные не стали устраивать обычного переодевания, но фату Юля всё-таки достала — и на Эльбрусе с фатой!

На высоте чувствуется мощь стихии, ты осознаёшь себя частью природы, всё упрощается в части потребностей и нужды. На привале парни отходят метров на десять и молча делают свои дела, у девчонок весь процесс сопровождается мольбами: «Мальчики, отвернитесь, пожалуйста, не смотрите». Эмоциональное состояние на вершине оказалось чуть ниже, чем я ожидал. Мешали очередь на вершину, поторапливание тех, кто за нами, было ощущение конвейера, а ещё внутренняя червоточина, что преодоление было неполным. Удовлетворение и умиротворение наступило позже, с осознанием и осмыслением совершенного.

Спускались легче, группа на ратраке, а я на своих двоих весь маршрут. Вечером выпили по бутылке пива, я проставился по случаю удачного восхождения. Дальше путь вниз и домой.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях:
Расскажите, о чем бы вы хотели прочитать в блоге «Мир охоты».
Есть вопросы или предложения? Напишите нам, и мы постараемся ответить.
Другие статьи Смотреть все
Первое в жизни восхождение в Кавказских горах
19.08.2024
2 829 м над уровнем моря — это мой предел!, — я говорил себе, — Но все будет в следующий раз!
Подробнее
Перевал Орленок, или хвостатое ОПГ...
19.08.2024
Вершины манят, вершины завораживают. Горы для каждого готовят свое испытание — физическое, эмоциональное и силы воли.
Подробнее
Когда вкусно, тогда вкусно: гастрономические приключения в Архызе
16.08.2024
Я не дошла ни до озера, ни до перевала, но получила даже больше эмоций, чем ожидала: впечатлили не только красоты Архыза, но и наша команда.
Подробнее
Не сидите дома, ходите в горы!
15.08.2024
Все самые интересные путешествия начинаются ночью... Отчет о четырехдневном походе в Архыз к озерам Семицветное, Сапожок, Орленок и одноименному перевалу.
Подробнее
Восхождение на гору Монах в Адыгее: однодневное приключение в объятиях природы
06.08.2023
С самого начала похода на гору Монах я понял, что передо мной стоит настоящий вызов. Первые шаги по тропам, покрытым мягкой травой и цветами, были легкими и приятными.