Испытания и триумф в походе на ледяной перевал Балк-Баши
Каждый год компания «Мир охоты» организует увлекательные походы по самым необычным местам нашей необъятной родины. В этом году решено было с наступлением сентября покорять Приэльбрусье, а именно перевал Балк-Баши.
Наше путешествие начинается из горного аула Хурзук, расположенного на месте слияния двух рек — Уллухурзук и Уллу–Кам. Всего покорять перевал собралось 40 человек. На восхождение у нас было два дня, поэтому заброска происходила сразу на 2600 м на старую базу МЧС, где будет располагаться штурмовой лагерь.
Практически всех туристов везли на старых «газиках» и «буханках», мы же вчетвером решили добраться до точки заброски на автомобиле, на котором приехали. Благо, что клиренс внедорожника и фотографии легковушек в точке рандеву, показанные гидом, убедили нас, что это возможно и безопасно. Что ж, это было абсолютно опрометчивое решение. Дорога ужасная, с опасными мостами из полугнилых бревен, огромными валунами прямо на дороге и такими колдобинами, что сразу становится понятно, почему туристов забрасывают на «газиках».
Мы потратили на заброску вдвое больше времени, чем планировалось и, практически добравшись до лагеря, столкнулись с первой неприятностью. Остро заточенный камень, так неудачно торчавший из скалы, пропорол нам колесо. Мы начинаем нервничать, так как уже смеркается, а сколько осталось до лагеря, непонятно. Это по ощущениям он где-то недалеко, но с такой дорогой добираться до него может оказаться несколько часов. Начинаем менять колесо. Страшно менять его в сумерках, в горах и под наклоном почти в 30 градусов, но у нас все получается, и мы потихоньку ползем дальше.
И вот, спустя 40 минут, добираемся до штурмового лагеря, где нас встречает палаточный городок. Мы торопимся поставить палатки, паркуем автомобиль, и я пулей хватаю снаряжение и тащу его напрямик по склону к остальным туристам. В тот момент где-то на задворках сознания промелькнула мысль: «А почему накатанная дорога к лагерю делает небольшую петлю, а не идет напрямик от места нашей парковки?». И буквально через пару секунд я получаю ответ на свой вопрос, почти с разбегу вляпываясь в ледяную полосу болота.
Хвала Эльбрусу, полоса оказалась в пару метров шириной, но, как позже выяснилось, очень протяженной в длину. Откуда-то из лагеря слышу крик: «Там болото!». Спасибо, очень вовремя. Оставим болотной жиже на память один из своих кроссовков. Изгваздав штаны, я выбрался из болота и начал срочно искать сменные ботинки, ведь замочить ноги в ледяной воде, когда на улице температура приближается к нулю — это почти стопроцентно заболеть.
Подъем еще не начался, а приключений уже хватило, чтобы после сытного ужина почти мгновенно уснуть. Однако выспаться было не суждено. Дождик, начавшийся мелкой моросью вечером, к полночи перешел уже в серьезные осадки. Сложно спать, когда у тебя над ухом барабанят капли по палатке, но, как оказалось, самое интересное ждет нас впереди.
Посреди ночи я неоднократно просыпался от головной боли, меня немного подташнивало, и я начал замерзать. «Симптомы горной болезни», — подумал я. Чтобы хоть немного улучшить самочувствие, решил немного подышать свежим воздухом и, открыв палатку, остолбенел. Снаружи все было белым-бело, все палатки укутаны серьезными шапками снега, а ветер дует с такой силой, что хочется забраться обратно в спальник и не выбираться оттуда. Как оказалось, ночью температура опустилась до –5 °C, поэтому дождь плавно перешел в снегопад. Утро после этой ночи запомнилось многим туристам: открыв палатки, все обнаружили яркое солнце и белоснежные поляны сверкающего снега.
Итак, нас ждет штурм перевала. Наскоро позавтракав, готовим рюкзаки к восхождению. Гиды собирают группу, проводят инструктаж, и мы выдвигаемся.
С ходу взяли хороший темп, все смеются, делятся впечатлениями. Солнышко пригревает, вокруг живописные хребты окружающих гор — подъем мне видится легкой и увеселительной прогулкой. Однако спустя 10 минут нам приходится сделать техническую остановку и начать снимать с себя всю лишнюю одежду. В лагере было холодно, поэтому все и оделись как будто в экспедицию на северный полюс собрались, но как только начали двигаться, то осознали свою ошибку и быстро взмокли. Теперь придется вес лишней экипировки на себе тащить. В этом моменте я понял, почему производители всеми средствами пытаются снизить вес этой самой экипировки.
Двинулись дальше по извилистой тропе. Переставляя ноги, я думал лишь о том, как бы не наступить на «живой» камень — очень уж легко подвернуть ногу или чего похуже. Спустя полчаса я начал сдавать. Очень сильно выдохся, сбил дыхание, ноги налились свинцом. Вся группа обогнала меня и уже добралась до заветного привала. Доковыляв скорее на руках (спасибо трекинговым палкам), нежели с помощью ног, до привала, достал воду и стал жадно пить. И уже в тот момент меня посетила мысль: «А как же я дойду до верха, если прошли всего ничего, а я уже никакой?». Привал закончился, и мое испытание продолжилось.
Группа снова убежала вперед. «Рад, что вы все такие спортивные», — подумал я в тот момент. На помощь пришла гид. Оказывается, первое, что необходимо сделать на такого рода восхождениях — это идти в своем ритме. «Шагай за мной. Шаг в шаг», — сказала она. С удивлением обнаружил, что пройдя уже солидное расстояние в ее ритме, я смог восстановить дыхание.
Дыхание — это второе, чему мне пришлось научиться в этом подъеме. Оказывается, нельзя останавливаться, потому что его легко «сбить». Если не хватает кислорода, нужно дышать очень быстро. Так нам удалось добраться до самого длинного и противного «тягуна» — это затяжной подъем на сленге альпинистов. Оглянувшись как будто напоследок на вид открывшейся долины и пики, которых не было видно внизу, наскоро перекусил сушеным мясом.
Перекус — это еще один лайфхак, который я узнал. Оказывается, во время всего подъема нужно понемногу «добрасывать в топку топливо»: орешки, сухофрукты, сушеное мясо. Главное, чтобы по чуть-чуть. Это не дает организму перейти в режим изнурения. Можно сказать, что мы этот самый организм немного обманываем.
На затяжном подъеме я несколько раз сбивал дыхание. Основная проблема — невозможно вдохнуть так, как ты хочешь. Кислорода мало, углекислого газа в легких много. В итоге ты вдыхаешь, а воздух не вдыхается. Именно поэтому важно дышать быстро.
Преодолев на волевых этот ужасный подъем, мы остановились перевести дух. Захватывающее все-таки зрелище: перед тобой западный склон Эльбруса, вокруг острые пики горных хребтов, уходящих к горизонту. Слова и фотографии, к сожалению, не могут передать всю эпичность этого места.
Мы очень сильно отстали от группы из-за моей медлительности. Но я не унывал и назвал свой стиль восхождения «шаолиньская черепаха». На последнем отрезке восхождения я шел на морально-волевых. Чтобы немного облегчить мне последний отрезок пути, гид научила меня альпинистскому шагу.
Альпинистский шаг — это еще одно откровение этого испытания. Оказывается, при подъеме на склон, можно поставить ногу, согнутую в колене, и просто переносить на нее свой вес. Таким образом удается немного расслабить забитые от долгих нагрузок мышцы.
И вот он, момент триумфа! Я добрался туда, где вся группа ждет меня уже полчаса. Они веселые, довольные и успевшие замерзнуть из-за ветра, который гуляет на перевале. Сажусь перевести дух и что-нибудь перекусить. Выбор падает на протеиновый банановый батончик и, о боже мой, это был самый вкусный батончик в моей жизни! На втором укусе слышу: «Ну что, все пофоткались. Теперь вниз». И только в тот момент я осознал, что весь этот путь придется проделать еще и вниз! Степень моего шока можно сравнить, как если бы на этом самом перевале я бы вдруг обнаружил киоск по продаже лотерейных билетов. Но делать нечего, не ночевать же тут, в самом деле.
На пути вниз гид решил, что испытаний с нас недостаточно, повел другой, нехоженой тропой. «Тут немного будет под уклон, но зато спустимся к речке», — сказал гид. Если это «немного под уклон», тогда боюсь представить, что значит уклон у этого человека. Спускались мы с горы примерно под 60-70 градусов, камни норовили выскочить из-под моих ног и оставить меня навечно калекой. Но и с этим испытанием я удачно справился, хоть и пришлось много материться почти на каждый валун.
Отдохнув у реки и попив чай с чабрецом, который в изобилии растет вокруг склонов, мы наконец-то двинулись по относительно пологой местности. Трудность представляли лишь все те же камни. Дорога обратно в лагерь заняла еще примерно 2 часа.
Этим вечером все туристы делились пережитыми эмоциями, пели песни под гитару и играли в настольные игры — каждый развлекался как мог. И только я сидел и думал, что пора бы бросить курить, начать заняться спортом и вообще неплохо было пойти спать – ведь все впечатления от текущего дня сегодня точно не переварить.
На следующий день были сборы и обратная дорога. И только вернувшись в город все осознали, насколько горы меняют людей и какие дарят впечатления. Туристам еще год будет о чем рассказывать и вспоминать. Ну а я все-таки занялся спортом.
© Мир Охоты, 2024 Эта публикация является объектом авторского права.
Копирование текста и его размещение на других ресурсах в сети Интернет без согласия правообладателя запрещено.