Как ухаживать за рыболовной катушкой: хранение, обслуживание и плановый ТО
Во всем ассортименте необходимых рыбаку вещей, рыболовная катушка - пожалуй наиболее технически сложная и капризная часть снасти. И если даже старинные “Невские” катушки были достаточно сложны и прихотливы, то современные безынерционки порой превосходят часовые механизмы в сложности конструкции.
Вне зависимости от того дешевая ли у вас китайская “мясорубка” или дорогая топовая модель от лучших производителей - без бережного отношения и своевременного технического обслуживания она не прослужит долго. О том как ухаживать и обслуживать катушки и будет наша статья.
Обслуживание катушки после покупки
Для большинства ситуаций достаточно и неполной разборки катушки
Залог долгой и счастливой жизни катушки - ее грамотный выбор, который начинается с определения ее назначения. Разные катушки не просто лучше подходят для той или иной рыбалки - они буквально создаются из расчета на разные методы ловли.
То есть тяговые катушки будут быстрее выходить из строя при твичинге или джиге, а спиннинговые - при бросках тяжелых кормушек. Это происходит из-за другого характера нагрузок, нежели тот на который катушка рассчитана.
То же самое касается и разницы предназначения катушки для морской ловли, или ловли в пресной воде - от соленой воды у обычной пресноводной могут залипать подшипники и вымываться смазка.
Но вот, вы определились с назначением, выбрали и купили самую подходящую вам катушку - теперь нужно провести минимальное техническое обслуживание перед тем как выйти на водоем:
Протяните все видимые на корпусе винты без усилия, но до упора. Исключение составляют премиумные модели, у которых все винтовые соединения запечатываются силером с завода;
Неизвестно, сколько катушка лежала на складе или витрине - разгоните смазку на главной паре и обгонной муфте поворачивая рукоятку туда-сюда некоторое количество времени без нагрузки;
Канцелярской резинкой проверьте работу ролика лесоукладывателя, если он вращается недостаточно легко - слегка отпустите винт и капните в зазор жидкой силиконовой смазки, после чего разгоните ее вращением ролика, и затяните винт обратно.
Перевозка и хранение рыболовной катушки
Все без исключения катушки боятся ударов и придавливаний, поэтому храните и перевозите их отдельно от удилищ, желательно в индивидуальных чехлах или кофрах.
У монтажа катушки на удилище непосредственно перед рыбалкой есть и еще один смысл: катушкодержатель бланка не залипает и не закусывает от грязи и пыли, и сможет прослужить гораздо дольше.
Самые слабые места - это ножка и обод шпули, вторые по уязвимости - скоба лесоукладывателя, крылья ротора и рукоятка. Эти критичные части наиболее сильно страдают от пренебрежительной транспортировки. Если ваша катушка хоть сколько-то дорога вам - то хорошим решением проблемы транспортировки будет купить жесткий чехол, например вот такой:
Мягкие неопреновые чехлы подходят для индивидуальной упаковки катушки при перевозке ее в жестком рыболовном ящике, но не защищают от повреждений.
Обслуживание катушки после рыбалки
Первым делом, еще до того как вы разобрали снасть, максимально ослабьте фрикцион - эта привычка продлит жизнь фетровым шайбам. Если держать его затянутым, то шайбы осаживаются, а смазка с них выдавливается - так тормоз будет спускать леску даже при малейшей нагрузке.
После приезда домой достаньте катушку из чехла, очистите щеточкой грязь с пылью и просушите перед длительным хранением. Если загрязнения существенные, то воспользуйтесь теплой водой с моющим средством - смачивайте в ней щетку, но старайтесь не допускать попадания воды внутрь катушки.
Если рыбалка была в соленой воде, то отсоедините шпулю с леской, и промойте их в теплой воде, предварительно замочив на 10-20 минут - иначе высолы могут повредить саму леску или ролик лесоукладывателя.
Плановое техническое обслуживание катушки
Перед полным ТО подготовьте все необходимое заранее
Помимо бережного отношения, катушку необходимо обслуживать один-два раза в сезон. Понятие рыболовного сезона довольно растяжимо - от несколько коротких месяцев на севере и круглый год на юге нашей страны, так что ориентируйтесь на вашу “заядлость” - при активной рыбалке ТО понадобится примерно через 3-4 месяца.
Лучшим решением будет отнести катушку на обслуживание мастеру, но если есть желание заняться обслуживанием самому - то вот порядок действий:
Снимите шпулю и рукоятку, и отложите в сторону. Снимите со штока катушки регулировочные шайбы, трещетку и подшипник, если есть;
Снимите ротор, отвернув гайку штока и контрящий болт;
Теперь разберите корпус катушки, сняв накладки если они есть;
Удалите старую смазку ватной палочкой, смоченной в спирте. Удаляйте только оттуда, куда можете беспрепятственно ей достать - не форсируйте этот процесс и не пытайтесь добиться абсолютной чистоты;
Нанесите на главную пару густую смазку. Не переусердствуйте - объем смазки не должен быть большим, хватит буквально пары горошин;
Смажьте все видимые подшипники и обгонную муфту жидкой смазкой;
Ослабьте винт ролика лесоукладывателя, раскручивать целиком его не нужно. Капните под втулку или подшипник жидкой смазки, и разгоните ее вращением ролика. Аккуратно затяните винт до конца;
Соберите катушку в обратном порядке, затягивая болты без усилия;
Разгоните всю смазку вращением рукоятки в разных направлениях. Если вращение происходит плавно, без закусываний и посторонних шумов, то это значит что вы справились!
Если на этапе разборки выяснилось, что старая смазка закоксовалась или затвердела - это означает что придется промывать подшипники перед закладкой новой порции. Если вы не уверены в своих силах, то катушку лучше отнести в сервисный центр для этой процедуры.
Топ-7 вещей, которых катушки не любят
Ну и напоследок перечислим вещи, которых стоит избегать любой ценой при эксплуатации ваших катушек:
Не оставляйте катушку в автомобиле или на балконе летом - смазка разогреется и стечет с главной пары, ускорив ее износ;
Не оставляйте катушку в автомобиле или на балконе зимой - смазка загустеет от холода и под нагрузкой может выбить обгонную муфту;
Не роняйте катушку на песок, а если уронили - очистите щеткой песчинки перед продолжением эксплуатации. Отличным решением будет брать с собой раздвижную подставку для удилища, которыми пользуются маховики и фидеристы. Она немного весит, и помогает уберечь от контакта с песком и грязью не только катушку, но и сам бланк;
Если чувствуете сопротивление, вибрацию или посторонний звук при вращении - не пытайтесь провернуть рукоятку силой - вы скорее всего окончательно испортите катушку. Несите ее на ТО или обслужите самостоятельно;
При вываживании или зацепе работайте бланком, не переносите нагрузку на катушку - от этого гнется шток, нарушается баланс ротора или может сломаться ножка. Для силового вываживания используйте мультипликаторы;
Если катушка побывала в воде - это повод нести ее на ТО: даже после просушивания подшипники может прихватывать, а смазка - вымываться. Необходимо полностью промыть подшипники и заложить новую смазку;
Большинство катушек не любит перестановки рукояток на другую, отличную от предусмотренной производителем сторону. Несмотря на такую возможность, перестановка рукояти уменьшает ресурс весьма значительно - более чем на 30-40%.
Средства для ухода за катушками
У нас в магазинах есть множество смазок и масел, подходящих как для капитального ремонта, так и для профилактического обслуживания ваших катушек.
Другие статьи
Закон о рыбалке 2020: разбор изменений;
Как выбрать палатку для зимней рыбалки;
Оружие в "ланкастере" - особенности "недонарезного" оружия;
ТОЗ-34 - живая легенда из Тулы.
© Мир Охоты, 2024 Эта публикация является объектом авторского права.
Копирование текста и его размещение на других ресурсах в сети Интернет без согласия правообладателя запрещено.