Популярные города:
0 0 Избранное
0 Корзина
Профиль

Не сидите дома, ходите в горы!

День первый

Все самые интересные путешествия начинаются ночью…) И этот раз не был исключением. Машина за день до старта уже была загружена и готова к поездке. Выдвинуться договорились примерно в час ночи, но организм, видимо, уже мысленно был готов к путешествию, поэтому поспать не удалось. И уже в 23:00 пишу знакомой, говорю: «Лена, у тебя 15 минут, и let’s go!».

Собственно, Лена и ее пятилетний сын Вася были моими основными компаньонами в этой поездке. Нам предстояло провести в Архызе 4 дня с радиальными выходами по разным маршрутам.

В первый день мы должны были приехать в Архыз в 6–7 утра и выдвинуться на озеро Семицветное. Отдельно хочу сказать, как же сильно я люблю встречать рассвет в дороге по пути в горы, это всегда какая-то магия.

Так вот, примерно в полпятого утра мы въехали в поселок Архыз, который дружелюбно встретил нас температурой в 5,5 градусов))) После Краснодара, в котором мы каждый день умираем от жары свыше 30 градусов, мозг нарисовал картину, что мы приехали на северный полюс)))

Мы припарковали машину на старте маршрута — если что, вот координаты: 43.560463, 41.125161, — быстро укутались в куртки и начали готовить себе завтрак. Сидя на каремате возле машины, поедая священный доширак и смотря на пики гор, по которым нам придется бродить, начинаешь понимать, как же мало нужно для счастья…))

Примерно в 6:30–7 утра, загрузившись батончиками, ветровками и прочей мелкой ерундой, мы выдвинулись к озеру. На самом деле, путь к озеру Семицветное — один из самых простых маршрутов Архыза, но при этом довольно живописный. По картам MapsMe нам предстояло пройти в одну сторону 11 км и набрать всего 661 м высоты.

Примерно 2 км придется пройти по грунтовой дороге до развилки, на которой можно свернуть на другие, не менее красивые Дуккинские озера. А дальше дорога потихоньку меняется на стандартную туристическую тропку, виды тоже становятся уже тоже совсем другими… Весь путь пролегает вдоль реки Большая Дукка, в этот раз нам повезло: давно не было дождей в горах, поэтому она была максимально чистая и привлекательная. Весь путь к озеру усыпан рододендронами — увы, они отцвели в середине июля, но от этого были не менее прекрасными, — папоротниками и кучей горных цветений.

Примерно на полпути к озеру организм начал напоминать о том, мы не спали уже 29 часов, поэтому мы прилегли у тропы вздремнуть на 5 минут, но выключило нас, наверно, на час))) И даже Василий, который благополучно играл рядом с камнями, шишками и прочей растительностью, не потревожил сон. Отчасти, конечно, это была роковая ошибка, так как после сна мы поняли, что неплохо сгорели, а кремом от солнца особо не пользовались.

WhatsApp Image 2024-08-07 at 16.18.28.jpeg

К этому моменту мы увидели, что нас начали догонять другие туристы, хотя до этого на тропе никого, кроме нас, не было. Лишний раз убеждаюсь: чем раньше ты выйдешь на маршрут, тем более диким и уединенным он тебе покажется)))

Туристы, которые нас догоняли, шли в сопровождении четвероного друга. Как потом я узнала, его нашли маленьким щенком между камней на Софийских озерах в Архызе...) Кстати, почти во всех заповедниках запрещено идти на маршрут с собаками, но в Архызе этого запрета нет.

WhatsApp Image 2024-08-07 at 16.20.39.jpeg

Нам уже совсем немного оставалось пройти до озера, подъем, и то не существенный, начал ощущаться только в конце маршрута. И буквально через 30 минут набора высоты нам открылось озеро. Да, это, конечно, не самое красивое озеро, которое мне только довелось встречать в походах, но все же оно было довольно неплохим! И как я привыкла говорить, чтобы любое озеро показалось тебе очень красивым, во-первых, нужно смотреть на него с высоты — собственно, поэтому мы полезли в подъем дальше, — и второй фактор — это наличие солнца.

Перекусив батончиками и насладившись озером, мы начали спускаться вниз. Спуск большинству туристов всегда дается намного легче, видимо, поэтому Лена так радостно стартанула вниз. Но буквально через полчаса после начала спуска, засмотревшись на проходящего рядом мужчину, она падает и подворачивает голеностоп…  «Ну, вот и погуляли несколько дней по горам», подумала я…  Скорость дальнейшего спуска уменьшилась, наверно, раза в три, единственное, что меня радовало, что Лена хоть как-то может самостоятельно передвигаться. Правда, каждые 30 минут приходилось останавливаться и держать ногу в речке.

Но, видимо, судьба сегодня была на нашей стороне, и когда мы дошли до точки, где начиналась дорога, по которой катаются внедорожники с туристами, нам предложил свою помощь парень на машине и бесплатно довез нас на парковку.

Итог и описание маршрута к озеру Семицветное

Сложность маршрута: легкий.

Старт маршрута и парковка: 43.560463, 41.125161.

Финальная точка маршрута: 43.487458, 41.07547.

Общая протяженность маршрута: 22 км.

Среднее время в пути (туда – обратно): 8–10 часов.

Набор высоты: 661 м.

Высшая точка маршрута: 2 427 м.

Рекомендации:

• качайте заранее MapsMe и грузите карту, по которой можно ориентироваться в горах (работает без интернета);

• не тащите с собой много воды, на протяжении всего пути есть река;

• использование трекинговых палок и специальной обуви на этом маршруте необязательно, но с ними, конечно, всегда комфортнее;

• всегда берите с собой эластичный бинт на всякий случай.

День второй

Следующий день из-за Лениной травмы и небольшой усталости после ночной дороги мы решили провести время исключительно в восстановлении. Поэтому долго спали, валялись в гамаке, ели и снова спали. И знаете, это тоже было прекрасно)))

Кстати, жили мы в кемпинге «Таулу», вот его координаты: 43.518856, 41.226077. Там есть возможность жить и в домиках, и в палатках, по цене домиков не подскажу, а вот палатка — 200 руб./сутки, место под машину — 150 руб./сутки, душ — 200 рублей.

Во второй половине дня мы решили разнообразить досуг и немного подвигаться. Развлечений на поляне не так уж и много, как правило, это квадроциклы, джиппинг и кони.

Мы выбрали последний вариант и, покатавшись полчасика на лошадях, выдвинулись на обсерваторию САО Ран, которая находится недалеко. Мне очень нравится это место, особенно вечером на закате, когда там нет людей, поэтому и в этот раз я не изменяла своим традициям.

От «Таулу» ехать туда примерно 50 км, так что через час мы уже наблюдали самую крупнейшую Российскую обсерваторию. Экскурсии, как правило, там идут до 15:00, но мы и не планировали на нее идти. Кстати, чуть ниже, в станице Зеленчукской, находится еще один из крупнейших объектов не только в России, но и в мире, благодаря которому прослушивают космос. Называется он РАТАН-600, и туда тоже можно попасть на экскурсию.

Собственно, именно так и прошел наш ленивый день…))

День третий

Вторая вылазка в горы обещала быть уже сложнее, чем поход на озеро Семицветное, поэтому мы договорились с Леной, что подъем будет в 4 утра, чтобы в 5 мы уже вышли на маршрут.

Я уже давно поняла простое правило: чем раньше ты встанешь и выйдешь, тем более насыщенно и безопасно пройдет твой день. Еще у меня есть второе важное  правило: дошла я до финальной цели или нет, но в 15:00 нужно поворачивать назад и спускаться в лагерь, так как ситуации бывают разные, а остаться ночью в горах — сомнительное удовольствие.

Но все-таки лень нас победила, поэтому мы проспали лишний час и вышли на маршрут в 6:00. Изначально нашей целью было Кратерное озеро, так как мне активно его пиарил знакомый, утверждая, что «это одно из самых красивых озер Архыза!!!».

Итак, забив маршрут в навигатор MapsMe, мы выдвинулись. Классно, что большинство маршрутов в Архызе начинаются с простой дороги, без особого набора, благодаря чему организм успевает проснуться.

Через 2 км нас ждала первая преграда, которая поменяла наши планы на этот день… Для продолжения маршрута нам нужно было перейти реку София, мостиков там не было, а попробовав перейти босиком реку в довольно бурном течении самостоятельно, я поняла, что переносить на себе Васю будет слишком опасно. Поэтому планы переигрались, и мы выдвинулись к озеру Сапожок, до которого нужно идти 8,5 км с набором высоты 1 232 м. В душе я, конечно, надеялась, что получиться зайти на Кратерное озеро, но, уже с другой стороны, если позволят время и силы.

Новый маршрут тоже проходил через речку, но в этом месте она была не такой бурной, поэтому закинув Васю на плечи, отдав рюкзаки и обувь Лене, мы спокойно перешли.

WhatsApp Image 2024-08-09 at 15.46.01.jpeg

А дальше началась жара, тропа резко ушла в гору, и примерно 1,5 часа мы топали с набором высоты 320 метров на 1,2 км расстояния. Радовало, что по этому маршруту уже начала созревать малина, которую я успешно подъедала.

Вася нашел себе какую-то палку, похожую на автомат и усердно тащил ее в гору. А Лена, включив альпинистский стиль шага, медленно и верно пробиралась по склону…))

Первые километры пути проходили в лесу, поэтому суперкрасивых видов наблюдать не приходилось. Но примерно в 11:00 часов мы поднялись на равнину, где находится небольшое, но уютное озеро Запятая. Там уже стояли палатки какой-то тургруппы, у которых я пошла узнавать, подойдет ли дальнейший маршрут для подъема с ребенком, так как на вид это выглядело довольно нелегко. Но не так страшен черт, как его малюют…)))

Тропа оказалась довольно четкой и удобной, хотя снизу казалось, что туда забраться невозможно, и еще через час мы гордо смотрели сверху на других туристов, которым только предстояло пройти наш путь. Судя по широко открытым глазам и удивлению, им тоже с трудом верилось, что это безопасно. Да, было пару моментов, где пришлось порычать на Васю и попросить быть более сосредоточенным, но, в целом, все оказалось безопасно.

Кстати, на фото можно увидеть хребет за нашими спинами, это как раз то, куда мы поднимались и та дорога, в которую изначально побаивалась идти с Васей.

Group 16 (1).jpg

Зато, как только мы залезли на перевал, начался участок с огромным количеством цветений и просто нереальными видами!! Тут, конечно, мы не успокоились, пока не сделали 100+ фотографий)))

До озера оставалось уже совсем немного, но времени у нас хватало, поэтому мы нашли классный участок с огромными теплыми камнями и полчаса валялись, рассматривая небо и пейзажи вокруг. Очень часто себя ругаю в походах, что бегу в гору к цели, а насладится моментом не успеваю, в этот раз было наоборот))

Отдохнув, мы сделали финальный рывок и примерно через 30 минут оказались у нашей цели, на озере Сапожок. Конечно, пришлось немного попрыгать напоследок по камням. Я вот обожаю по ним ходить, а скорость Лены сразу начинает падать, уж очень она их не любит)))

Ну, собственно, вот так выглядела наша конечная цель, смотрим и наслаждаемся:

Кстати, мне очень понравилась эта локация, я даже подумываю вернуться туда с палаткой, так как с этого места можно легко ходить радиальные маршруты до Софийских озер, Кратерного озера и других. Рельеф, правда, не самый благоприятный для установки палаток, но выкрутиться всегда можно.

WhatsApp Image 2024-08-09 at 16.44.51 (1).jpeg

Примерно 30–40 минут мы провели там, отдыхая, перекусывая и надеясь дождаться солнца, которое могло бы показать нам озеро в других цветах, но небо стало затягивать сильнее, поэтому мы решили двинуться вниз.

Идти тем же путём мне очень не хотелось, поэтому я предложила Лене новый маршрут, по которому даже можно чуть уйти в сторону и заскочить на озеро Айматлы-Джагалы.

И тут нас ждал восхитительный, умопомрачительный и просто незабываемый спуск по курумнику. Кто не знает, курумник (каменная река) — это нагромождение камней, которые медленно движутся с вершин и образуют «русло». По треку нам предстояло пройти по нему не больше 700 метров, но сброс был около 300 м, а камни были довольно подвижны, что неплохо нас притормозило, а Лену можно сказать почти остановило. С Васей было чуть проще: чтобы привести его в более сосредоточенное состояние, мы начали играть в молчанку, и это неплохо сработало.

По ощущениям, спускались мы, наверное, часа 1,5 или даже 2. Когда наконец-то дождались Лену, победившую этот участок тропы, услышали от нее во всех возможных красках, как же она «насладилась» этим спуском и прониклась особой любовью к камням))

Внизу уже виднелась дорога к софийской поляне, по которой как на автостраде циркулировали внедорожники с туристами, что немного прибавило бодрости, и казалось, что цель уже близка и этот бесконечный сброс высоты скоро закончится.

WhatsApp Image 2024-08-14 at 10.14.51.jpeg

Собственно, до самого низа спуск оставался довольно веселым: камни сменял сыпучий грунт и снова по кругу.

Через 1,5 км этого дикого спуска мы попали на основную тропу, где уже циркулировала куча туристов, спускающихся с озера Айматлы-Джагалы. Смотря на их экипировку, а именно отсутствие у большинства людей нормальной обуви и трекинговых палок, из-за чего они то и дело буксовали и садились на пятую точку, лишний раз убедилась — спорт должен быть комфортным и безопасным. Поэтому не жалейте денег на экипировку. Даже если вы ходите нечасто, то в течении жизни она пригодится вам еще не раз и все равно отобьет свою стоимость…

Кстати, по пути нас застал небольшой дождик, который потом наградил нас классной радугой!

WhatsApp Image 2024-08-13 at 12.11.18.jpeg

Примерно к 6 вечера мы спустились на дорогу, по которой нам предстояло пройти до лагеря еще примерно 6,5 км по ровной местности. Я уже приготовилась сделать финальный рывок, но Лена опять волшебным образом договорилась с каким-то местным, и нас бесплатно повезли к «Таулу». В лагерь мы вернулись, уже когда начало темнеть. А в беседке уже сидели наши коллеги, которые встретили нас бурными аплодисментами как героев)))

К слову сказать, основная цель поездки был корпоратив нашей компании, и завтра мы уже все вместе выдвигаемся в коллективный поход, ну а мы просто решили взять выходные и приехать на пару дней раньше, чтобы чуть подготовить себя. Через пару недель после корпоратива у меня предстоит восхождение на Эльбрус, но об этом расскажу чуть позже…))

Собственно, вот так круто и насыщенно прошел третий день: маршрут был очень интересный, поэтому повторяйте — не пожалеете!!))

Итог и описание маршрута к озеру Сапожок

Сложность маршрута: выше среднего.

Старт маршрута (от брода): 43.485896, 41.242707.

Озеро Сапожок: 43.460588, 41.226302.

Слияние маршрутов к Сапожку и Айматлы-Джагалы: 43.466015, 41.241398.

Выход к дороге: 43.467422, 41.255004.

Общая протяженность маршрута: 18 км.

Среднее время в пути (туда – обратно):10–12 часов.

Набор высоты: 1232 м.

Высшая точка маршрута: 2 816 м.

Рекомендации:

• обязательно наличие обуви с протектором и трекинговых палок;

• на маршрут лучше выходить в 6 утра.

День четвертый

Итак, настал тот день, ради которого наш коллектив приехал в Архыз. Сегодня нам предстояло пройти маршрут к озеру Орленок и далее взойти на одноименный перевал. В 8 утра мы как дети в детском лагере стояли и слушали инструктаж от нашего проводника. Еще тогда у меня закрались мысли, что 8 утра — это слишком поздний старт для такой большой и по большей части неопытной группы. Забегая вперед, скажу, что мои опасения были не напрасными…

Мне всегда тяжело даются походы с тургруппами, так как приходится держать общий темп и ждать, но с коллегами все равно даже такой темп проходит веселее. Мы сразу собрали небольшую группу людей, которые верят в себя и готовы идти быстрее, и, опережая основную группу, выдвинулись вперед.

От лагеря до вершины нам предстояло пройти 8 км и набрать по высоте 1500 м. Для неопытных туристов такой набор всегда дается нелегко. Сразу скажу, что из 40 человек, которые вышли на маршрут, к финальной точке на перевал Орлёнок поднялось всего 12 человек.

Первые 3,5 км маршрута прошли довольно лайтово, да, в некоторых местах наклон увеличивался, но, в целом, было несложно. Вся дорога шла по лесу, поэтому суперкрасивых видов, увы, наблюдать не приходилось. Наша группа пробежала  это расстояние примерно за час-полтора и наткнулись на хычинную, собственно, на ней и отпала часть людей, которые двигались с инструктором за нами. Ну а мы же, естественно, двинулись дальше.

Вдалеке виднелся водопад Орленок. Огибая его, мы должны были выйти как раз над ним. Тропа резко ушла в гору, а земля была такая, что без палок и обуви становилось уже не так приятно подниматься. Но подниматься так придется всего лишь 1 км, зато потом виды вокруг резко изменятся, и вы поймете, вот для чего мы все ползем в гору и это действительно не зря! Тут же вы увидите два небольших озерца, честно скажу, что они меня не впечатлили, больше были похожи на лужи.

Но уже через 5–7 минут движения по тропе мы вышли к озеру Орленок (Секретное), к слову сказать, находится оно на высоте 2 800 м. Повидав огромное количество озер за все свои походы, конечно, не могу сказать, что ощутила вау-эффект, но оно было довольно уютное и идеально подходило для того, чтобы поплавать. Я не решилась, но среди нашей группы нашлись смельчаки, которых мы активно подбивали на заплывы и прыжки с камня)))

Пока часть группы играла в моржей, другая часть кушала, варила себе кофе и просто наслаждалась моментом в ожидании остальной нашей компании. Дальше мы должны были разделиться на тех, кто хочет идти дальше, и тех для, кого эта точка маршрута будет финальной.

Определившись с людьми, мы выдвинулись. Некоторых коллег, правда, пришлось уговаривать пойти до конца, а не останавливаться на полпути, но с даром убеждения у меня проблем нет))) В итоге, дальше нас пошло человек 15. Буквально через 20 минут после озера Орленок мы пришли еще к одному озеру, которое называется Малик. Оно впечатлило меня гораздо сильнее, так как обладало оооочень красивым оттенком и было нереально прозрачным!

WhatsApp Image 2024-08-14 at 11.19.51.jpeg

На этом озере мы долго не задерживались, так как впереди предстоял самый сложный и главный подъем, а на часах было уже 13:00. Нам оставалось пройти примерно 2,5 км, набрав 640 м. Инструктор выдал для некоторых девушек каски, и мы стартанули. На этой высоте опять появились огромные поля с разными цветениями, а виды становились все более дикими. Правда, в таких подъемах больше получается рассматривать ноги, а не красоту вокруг.

Примерно через километр сыпучая тропа перешла в камни и снежники, стало видно, как лица некоторых людей в группе начали выражать легкое чувство страха. По расстоянию оставалось совсем немного, но группа заметно начала терять темп и, каждый раз открывая mapsMe, мне казалось, что расстояние вообще не сокращается…

WhatsApp Image 2024-08-14 at 12.34.20.jpeg

На финальной точке, с которой мы должны были начать восходить на перевал, я уже не выдержала сидеть в ожидании всех и пошла разговаривать с гидом о том, что я не буду ждать и пойду сама. В итоге я и двое моих коллег выдвинулись раньше остальной группы. Естественно, на перевал мы пришли первыми! Все-таки это очень приятное чувство — быть в лидерах)))

WhatsApp Image 2024-08-14 at 12.34.39.jpeg

С перевала нам открылось Кратерное озеро, да-да, именно то озеро, на которое мы хотели пойти с Леной и не смогли перейти брод. И я вам скажу, оно действительно крутое!

WhatsApp Image 2024-08-14 at 12.35.46.jpeg

Еще на перевале мы нашли записку от группы туристов из Питера, которые шли по этому маршруту. Всегда радуют такие находки! Еще очень повеселило, что на перевал кто-то затащил старый советский телефон, как я поняла, он уже много лет там находится.

Когда нас догнала остальная группа, мы пофоткались, покушали, выпили по 50 за достижение цели и начали спускаться вниз. Время на часах было уже 16:30, а это довольно поздно, и я четко понимала, что последний участок уже будем идти в темноте. Спуск многим дался очень тяжело, у кого-то просто болели колени, кто-то от страха иногда переходил на четвереньки, а у кого-то просто отошла подошва на ботинках))) Короче, не без приключений.

До озера Орленок мы спустились за 3 часа и уже на озере, отделившись от основной группы, вшестером побежали вниз. Темнота настигла нас в лесу на последних двух километрах, хорошо, что у двух ребят были фонарики, а у меня оставалось немного заряда на телефоне. Еще хорошо, что я примерно знала по карте, где находится наш кемпинг, и у нас был телефон с навигатором. Сориентироваться на поляне Таулу ночью просто невозможно, освещения и какой-либо навигации просто нет.

К кемпингу я спустилась примерно в 9 вечера, немного уставшая, но довольная. Остальная группа с инструктором — примерно через час–полтора. Лица их были уже не такими радостными, как в начале, но это нормально. Зато эмоций и историй у всех хватит надолго.

На этом все. Не сидите дома, ходите в горы ;)))

Итог и описание маршрута к перевалу Орлёнок

Сложность маршрута: выше среднего.

Озеро Орленок (Секретное): 43.487394, 41.210444.

Озеро Малик: 43.478747, 41.207337.

Перевал Орлёнок: 43.462663, 41.204402.

Общая протяженность маршрута: 18 км.

Среднее время в пути (туда – обратно): 10–13 часов.

Набор высоты: 1445 м.

Высшая точка: 3020 м.

Рекомендации:

• обязательное наличие обуви с протектором и треккинговых палок;

• во второй половине пути (после озера Марик) мы испытали трудности с водой, поэтому набирайте бутылку под завязку;

• на маршрут лучше выходить в 6 утра;

• фонарик и пауэрбанк лишними не будут.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях:
Расскажите, о чем бы вы хотели прочитать в блоге «Мир охоты».
Есть вопросы или предложения? Напишите нам, и мы постараемся ответить.
Другие статьи Смотреть все
Счастье не за горами — оно в горах
08.08.2024
Кристально чистая вода изумрудного цвета в окружении альпийских лугов. При виде этой красоты ты понимаешь — вот оно, счастье.
Подробнее
Испытания и триумф в походе на ледяной перевал Балк-Баши
03.10.2023
Как я покорил Приэльбрусье в стиле «шаолиньской черепахи»: впечатления, советы и лайфхаки.
В Приэльбрусье туристом…
03.10.2023
Существует поверье: окунись в родник трижды, и весь год будешь здоров аки бык. Насчет здоровья не знаю, но впечатления на всю жизнь будут незабываемые.
Первая прогулка по Приэльбрусью
03.10.2023
Глядя на западную часть Эльбруса, я задался только одним закономерным вопросом: «Почему я не оказался здесь раньше?».
Подробнее
Архыз 2017, или о том, как мы…
04.08.2023
Чтобы понять, нужно попробовать. Чтобы попробовать, нужно решиться. Чтобы решиться, нужно захотеть, подумалось мне!