Приключения в Лаго-Наки: семейное восхождение на Фишт
Часть первая
В 4:30 08 августа 2022 года мы стартовали из Краснодара с целью подняться на Фишт. Мы — это я, два сына и внук. Сыновья, продвинутые туристы, состояли в туристическом клубе и ходили в походы со школьных лет. За плечами различные сборы и переходы. У старшего сына Сергея есть восхождение на Эльбрус в 2006 году, у младшего Кости была попытка зайти на Казбек. Это всё в прошлом.
Внук, Толик, перешел в 8 класс. Решение о семейном походе было принято после домашних обсуждений. Все организационные вопросы взвалил на свои плечи старший сын.
Меж тем мы уже двигались вдоль реки Белая, любуясь красотами ущелья и бурными водами реки, но не останавливались, время поджимало. Сергей уверенно вёл машину, из динамиков неслась музыка, мы были слегка возбуждены, предвкушая приключения. В Гузерипле купили билеты в заповедник. Приехали на Ярову поляну, разгрузились, переоделись, перекусили, переложили рюкзаки — у детей под 30 кг, у меня и внука чуть легче — и в путь к приюту у горы Фишт.
Тропа пролегает по смешанному живописному лесу, старые буки возвышаются за 40 метров. Уже половина второго, а до места около 12 км, мы торопимся. У скорости есть обратная сторона — приходится делать более частые привалы. С набором высоты лес заканчивается, и тропа идёт по живописным лугам: справа открываются виды на плато, а слева — на склоны гор; в расщелинах видны остатки не растаявшего снега, тропу пересекают ручьи.
Вот и Гузерипльский перевал, место большого привала. С перевала обзор ещё шире, но помимо природы поражают люди, которых ты встречаешь в горах. Меня удивила девчонка из Москвы, хрупкая на вид, полностью автономная с рюкзаком не меньше, чем у нас, которая совершала 30 км переход к морю. Мы уже на Армянском перевале, который перед нами покинула большая группа. Отсюда уже видны Фишт и приют. Возле Фишта собираются облака, становиться прохладнее, пришлось одеть ветровки. Уже 17:30, надо торопиться.
Через час мы в лагере, меняем обувь и ставим палатку. Накатила усталость, всё тело ноет, появилась предательская мысль, что на этом переходе для меня весь поход и закончится. Искупались, дети и внук — в душе, я — в истоке реки Белой. С заходом солнца резко падает температура, выпадает роса, а под утро иней. После ужина я с внуком устроился на ночлег, сыновья тусили какое-то время среди туристов возле костра с гитарой, когда пришли, не слышал.
Проснулись, когда солнце уже припекало. На удивление, от усталости следов не осталось. В планах был поход на малый ледник Фишта — адаптация без фанатизма. Естественным образом поделились обязанности быта: сыновья заваривали чай, кофе, каши, я и внук отвечали за воду и мытьё посуды. Удалось осмотреть лагерь, в котором было всё необходимое для туриста: места для палаток, администрация, палатка для приготовления и приёма пищи, душевые, туалет, ограда (ночью под напряжением), огибающий поляну ручей.
Поход на малый ледник оказался лёгкой прогулкой. Получили первые ощущения от горы: скала, за которой главный ледник, частично мокрая, через неё просачиваются струи водопадов с основного ледника. Гора по большей части сформирована из осадочных пород и под натиском ледников и эрозии разрушается, где у ледника сезонное отступление, много осыпей. Настоящего хозяина заповедника, медведя, мы не встречали, но следы пребывания косолапого на тропе видели.
Часть вторая
Проснулись рано — сегодня штурм Фишта. В 6:00 уже на тропе, по бокам борщевик в рост. Идём молча, тишина, ветра нет, слышны шаги. Вышли на открытое пространство, трава ниже, подъём круче, солнце припекает, на привале куртки сняли. На отдельных участках приходится помогать друг другу, используем проброшенные верёвки. Голые камни, тропы как таковой нет, направление указывают пирамидки из камней. Когда перед нами открылась перспектива обхода скалы по карнизу и необходимость забраться на скальные выступы более 2 метров, сыновья поняли, что мы отклонились и попали на более сложный маршрут вместо плато с расщелинами.
Костя пошел на разведку и сообщил, что пройти можно. Разделились, решение далось не легко. Сергей с Толиком пошли к развилке (метров 200 вниз), я и Костя продолжили путь по карнизу и далее вверх.
Приходилось снимать рюкзаки, подсаживать друг друга, подсказывать и страховать, но мы забрались и вышли к леднику. После полутора часов ожидания, сомнений в дальнейших действиях, выходов навстречу для более дальнего обзора Костя встретил парня с девушкой, которые были налегке и быстро двигались. Они сообщили нам, что Сергей с Толиком повернули в лагерь. Времени было в обрез, по прогнозу в 14:00 вершина закрывалась, уже последние спускающиеся с вершины прошли мимо. Мы решили (последнее слово было за Костей) всё лишнее бросить внизу ледника и с молодой парой свершить задуманное.
Сомнений было много: ситуация непростая, решили рискнуть, ведь в любой момент можно повернуть назад. По леднику подошли к гребню быстро, но выход на гребень и движение по нему оказались непростыми. Девушке мы зачастую помогали по двое: тот, кто спереди, и тот, кто сзади. И вот мы на вершине: юг закрыт плотной пеленой, на севере виден Аштен, виден лагерь, Армянский перевал, цепь гор на северо-восток — эмоции переполняют.
Мы с Костей поздравили друг друга с восхождением, поздравили пару из Белгорода и спустились в закуток возле вершины, где можно укрыться от ветра, попить чай. Там спали на карематах два альпиниста-«лося», у которых на сегодня Фишт был второй высотой, а впереди у них ещё Аштен — программа на три вершины. Мы не успели достать термосы, как они уже стартовали.
Времени в обрез, и погода портится всё активнее, долго чаёвничать не стали, пошли вниз. Пирамидки обозначают разные маршруты: можно сбиться с маршрута и упереться в тупик, где без специальной подготовки и снаряжения продолжить путь невозможно. У попутчиков был спутниковый телефон и трекер с точностью около 5 метров, и мы уже с маршрута не сбивались.
К приюту подошли, когда было темно, контур уже был по напряжением, но Сергей переживал за нас и ждал на калитке, поэтому мы зашли быстро. За ужином из трёх блюд мы узнали, что сын с внуком ещё раз сбились с маршрута и повернули вниз.
День четвёртый. Мы собираемся, завтракаем и в обратный путь. У меня с Костей настроение приподнятое, Серёга с Толиком грустноватые. На Армянском перевале мы сфотографировались на фоне Фишта. Со стороны плато стали нависать чёрные тучи, срывались первые капли, и пришлось одеть дождевики. В лесу дождь ощущался наличием характерного шума, также в виде капель уже с листьев и частично дождя в просветах.
На Яровой поляне был навес, к которому Сергей подогнал машину, мы переоделись и домой, подкрепляясь, уже возвращались в машине. На поляне увидели пару, которая под дождём готовилась и выходила на маршрут, несмотря на погоду (время поджимало), и семью — пять человек, мокрые до нитки, в кроссовках, сандалиях, один ребёнок на руках. Они выходили из леса и направлялись в Гузерипль.
Мы отправлялись в Лаго-Наки за впечатлениями и приключениями, и мы их получили, как и заряд, который будет нас подпитывать ещё долго. Я ещё возбуждён, но начинаю задумываться о новой порции адреналина…
© Мир Охоты, 2024 Эта публикация является объектом авторского права.
Копирование текста и его размещение на других ресурсах в сети Интернет без согласия правообладателя запрещено.